Известную роль в деле охраны растительного мира играют студенческие дружины по охране природы, которые созданы в некоторых университетах и институтах. Наибольший опыт работы в этом отношении имеет дружина по охране природы на биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Она была создана еще в 1960 г. и с тех пор очень эффективно работает. Накануне Нового года дружинники, например, дежурят на вокзалах столицы и помогают милиции конфисковывать самовольно срубленные молодые елочки, которые пассажиры пригородных электричек пытаются провезти в Москву. Формы работы такого рода дружин могут быть весьма разнообразными — от лекций по охране растительного мира до конкретных практических мер по борьбе с браконьерами. В работе дружин вполне могут принять участие школьники. Некоторые виды работы смогут выполнять, конечно, только старшеклассники. Но кое-что вполне по силам даже учащимся младших классов.
Рассмотрим теперь специально вопрос о роли школы в деле охраны растительного мира. Чем и как может помочь школа в этом деле? Одна из самых важных ее задач — привить детям любовь к природе, пробудить у них интерес к нашим зеленым друзьям — растениям. Если ребенок способен почувствовать красоту цветущего луга, если его радует изящный колокольчик и кружевной папоротник, — это залог того, что такой ребенок будет бережно относиться к растительному миру. Он лучше поймет необходимость охраны бесценных богатств флоры, он станет надежным ее защитником в будущем.
Любовь к природе, интерес к растениям не всегда приходят сами собой. Школьникам надо в этом помочь. Лучшее средство в данном случае — экскурсии в природу с учителем биологии, хорошо знающим местную флору и увлеченным своим делом. Никакие книги, никакие беседы и рассказы не могут заменить непосредственного общения с растительным миром. Ребятам открывается много нового, что вызывает интерес, пробуждает любознательность. Каждая экскурсия — это масса открытий для пытливого ума, это настоящий праздник познания. Во время таких экскурсий учитель имеет богатейшую возможность познакомить школьников с самыми разнообразными сторонами жизни растительного мира. Можно показать главнейшие растения данной местности, прежде всего деревья, кустарники, травы, рассказать об их наиболее интересных свойствах и особенностях, об их использовании человеком. Говоря об отдельных растениях, полезно обратить внимание на то, как каждое растение размножается, каким образом распространяются семена. Хорошо показать на конкретных примерах взаимосвязь между растениями и животным миром (в качестве примера можно взять распространение семян животными, птицами, муравьями, опыление цветков насекомыми и т. д.). Важно также дать представление о том, как разные растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям окружающей среды (засуха, зимние морозы и т. д.), какие приспособления помогают им переносить жизненные невзгоды. На экскурсии поздней осенью есть возможность показать способы перезимовки различных растений (зимует ли растение с листьями или нет, какие подземные органы остаются на зиму и т. д.).
Наконец, во время экскурсии можно затронуть вопросы, прямо касающиеся охраны растительного мира. Прежде всего следует показать непосредственно в природе те растения, которым грозит опасность уничтожения, которые нуждаются в охране. Если это красиво цветущие растения и их часто собирают для букетов, надо объяснить, к каким по­следствиям приводит обрывание цветков у того или иного растения, почему этого нельзя допускать. Необходимо особо подчеркнуть, что полное исчезновение какого-либо вида растений — невосполнимая утрата, что вид, исчезнувший с лица Земли, восстановить уже невозможно. Говоря о каком-либо редком растении, надо рассказать о важнейших его биологических особенностях и свойствах, о практическом использовании и т. д. Если у растения есть зрелые семена или плоды, их можно собрать в небольшом количестве, чтобы затем посеять на пришкольном участке (об этом см. ниже).
Одна из форм школьной работы по охране растительного мира — организация кружка юных друзей растений. Руководить этим кружком должен учитель биологии. В качестве консультанта целесообразно прив­лечь к работе кружка высококвалифицированного специалиста-ботаника (например, научного сотрудника какого-либо исследовательского учреждения, преподавателя вуза или техникума и т. д.).
Школьники-кружковцы прежде всего должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, области находятся под угрозой и нуждаются в охране. Затем надо непременно обзавестись хорошими цветными рисунками этих растений, чтобы безошибочно узнавать их по внешнему облику. Полезнее всего перерисовать эти рисунки самим ребятам из подходящего источника (по указанию учителя или консультанта). В конечном счете в распоряжении кружка должны быть хорошие «портреты» всех редких растений. Помимо рисунков, желательно иметь также цветные диапозитивы с изображением тех же растений. Они могут понадобиться при проведении разного рода лекций и бесед об охране растительного мира.
Для каждого редкого вида кружковцы должны составить его полную характеристику (морфологические признаки, особенности размножения и развития, условия произрастания, географическое распространение, практическое использование и т. д.). Эту работу можно делать всем кружком, если каждый вид возьмут на себя 2—3 человека. Для ха­рактеристики вида следует привлечь максимальное число литературных источников (научно-популярные работы, энциклопедии, всевозможные справочники и словари, в некоторых случаях даже научные монографии и статьи).
Имея цветные изображения растений и их подробную характеристику, кружковцы могут познакомить всех желающих с теми видами флоры, которые необходимо охранять. С этой целью полезно организовать небольшую постоянную выставку в своей школе (например, в кабинете биологии). Экспонатами такой выставки будут крупные изображения растений и таблички с подробным пояснительным текстом для каждого вида. Если есть диапозитивы, руководитель кружка может провести в своей школе, а также в других, соседних школах беседу о редких растениях. Беседа получится очень наглядной: присутствующие увидят, какие именно растения следует оберегать. Ознакомить с этим возможно более широкий круг лиц чрезвычайно важно. Особенно полезны такие беседы в пионерских лагерях летом (иногда ребята по незнанию рвут для букета редкие растения). Подобного рода беседы об охране флоры можно провести также среди отдыхающих на турбазах, в санаториях, пансионатах, домах отдыха и т. п.
формы работы кружка юных друзей растений могут быть очень разнообразными. Вот еще одна из них — создание живой коллекции редких видов растений на пришкольном участке. Эта работа потребует для своего выполнения не одного года. Лучше всего вырастить редкие растения из семян, собрав их в природе или получив из ботанического сада. Однако при выращивании из семян большинство многолетних трав зацветает не в первый год, а только через несколько лет. Сделав посев, нужно на протяжении довольно долгого времени ухаживать за всходами, своевременно их поливать, делать прополку сорняков и т. д. Эта работа младшим школьникам вполне по силам. Она интересна тем, что ребята смогут проследить различные стадии развития выращиваемого растения — от прорастания семян до цветения. Такая работа приносит также и немалую пользу: она развивает наблюдательность, расширяет представления о растительном мире, закрепляет знания по природоведению и ботанике. Надо, однако, отметить, что не все редкие растения можно вырастить из семян, даже если есть семена. Дело в том, что для получения всходов иногда нужны особые условия, которые создать трудно. При обычном же посеве семена не прорастают (это относится, например, к представителям семейства орхидных). Не следует, конечно, выкапывать взрослые растения в природе и затем пересаживать их на пришкольный участок. Подобного рода деятельность (а так, к сожалению, поступают некоторые «любители природы») уменьшает численность и без того редких видов флоры.
Если в конечном счете удастся создать живую коллекцию редких растений, хотя бы и неполную, это будет важным делом. Значение такой коллекции трудно переоценить. Ее можно показать всем желающим, познакомить с ней местное население. Живые да еще цветущие растения — это много лучше, чем любые рисунки или диапозитивы. Имея живую коллекцию на пришкольном участке, удобно проводить экскурсии и беседы об охране растительного мира. Посетители при этом смогут увидеть те растения, которые следует беречь, не рвать. Если какие-либо из редких растений красиво цветут и вместе с тем легко размножаются семенами (например, некоторые колокольчики), неплохо создать из них целую клумбу во дворе школы. Наконец, собирая семена редких видов на пришкольном участке, можно поделиться ими с кружковцами других школ, наладить с ними обмен семенами и т. д. Все это в конечном счете полезно, так как способствует распространению среди местного населения знаний о редких растениях и сохранению самих растений.
Школьные кружки юных друзей растений могут выполнить и еще одну полезную работу — заняться поисками местонахождений редких видов флоры в своем районе. Выявление таких местонахождений для ребят вполне посильно. Отдельные, наиболее ценные местонахождения, найденные школьниками, могут быть впоследствии взяты под охрану (включены в состав заповедников или заказников). Наконец, кружковцам можно принять участие в выявлении территорий с особо ценным растительным покровом, который нуждается в охране. Это — необходимая подготовительная работа для организации заповедников и заказников. В данном случае школьникам лучше работать не самостоятельно, а в составе специальных экспедиций, занимающихся подобными обследованиями.
Таковы только некоторые из возможных форм помощи школы в деле охраны растительного мира. Хочется еще раз подчеркнуть, что эту работу надо вести непременно в тесном контакте с высококвалифицированными специалистами-ботаниками. Думается, что школа может оказать немалую помощь в деле охраны природы, и ее возможности пока еще используются далеко не в полной мере.

 

растительный мир нашей родины - Охрана растительного мира нашей родины